Газета «Ярославские страницы»
23-08-2012
Каждый новый фильм — как частица Нового Завета
27 августа российское кино отмечает свой день рождения.
Его жизнь началась еще в царской России, в 1908 году, с показом восьмиминутки «Понизовая вольница» Владимира Ромашкова, а в 1925 году состоялся показ легендарного «Броненосца «Потемкина» Сергея Эйзенштейна. Советские времена ознаменовались для отечественного кинематографа периодом взлёта и подарили миру таких великих режиссеров, как А. Тарковский, В. Меньшов, С. Бондарчук. Что сегодня представляет собой российский кинематограф и какое у него будущее, «Телесеть» обсудила со сценаристом Валерием Цимановичем.
ЯС: Что вы думаете о будущем российского кино на иностранных экранах?
Валерий Циманович: Судя по успеху на фестивалях таких режиссеров как Погребецкий и Звягинцев, я думаю, что в будущем доверие к российскому кинематографу будет только расти. Это об авторском кино. В коммерческом кино из-за нехватки профессионалов страдает качество выпускаемых фильмов, и вряд ли в ближайшем будущем оно [российское кино — прим. ред.] может конкурировать с голливудской продукцией или с европейской. Если найдет свой, новый стиль, тогда появится и мировой зритель.
ЯС: Одна из последних российских картин, «Елена» Андрея Звягинцева, получила специальный приз Каннского фестиваля «Особый взгляд». Что вы о нем думаете?
В. Циманович: Фильм гипнотизирует своей простотой и реальностью происходящего. Много визуальных метафор, и что приятно —
не надо утруждать себя для их расшифровки. Всё ясно и понятно. Конечно, сюжет до банальности прост, но этим и универсален. Единственный минус для меня — это была эмоция в последней сцене фильма. У зрителя возникает неприязнь к семье Елены, к этой прослойке общества. То есть режиссер заставил зрителя испытать не сострадание, как говорится, к «заблудшим овечкам», а ненависть — чувство, которое приравнивает зрителя к той же Елене.
ЯС: Какие тенденции существуют сегодня в российском кинематографе?
В. Циманович: В российском кино тенденция, в основном, идет в копирование успешных американских фильмов, в попытках — более-менее удачных — заработать на ремейках старых комедий. Рисковать, создавать что-то новое пока продюсерское кино не считает возможным.
ЯС: Авторское, серьезное кино уступает место кино-развлечению?
В. Циманович: Если судить по прибыльности коммерческих фильмов против авторских, то, конечно, уступает, но если принять во внимание уважение со стороны «умного зрителя» к кино, которое заставляет думать, а не реагировать, то фильмы с коммерческим уклоном идут далеко позади авторского кинематографа. Но и то и другое кино нужно зрителю. Даже ради простого сравнения. Без него трудно оценить полет фантазии автора.
ЯС: Какие сюжеты, по вашему мнению, могут найти отклик у сегодняшнего зрителя?
В. Циманович: На мой взгляд, мировому зрителю уже наскучили бессмысленные блокбастеры, где главный акцент идет на спецэффекты, и, судя по успеху таких фильмов как «Боец» Дэвида Рассела, «Железная Хватка» братьев Коэн или «Черный лебедь» Даррена Аронофски, у сегодняшнего зрителя появилась потребность в настоящих историях, которые затрагивают более глубокие пласты человеческой натуры. Оптимальный вариант — это смесь авторского кино с развлекательным. Например, фильм «Драйв» Николаса Виндинга Рефна — это типичный боевик, но в нем показана история любви с личной точки зрения автора, без вынужденной подстройки под жанр. Будущее именно за такими фильмами, так как зритель с каждым годом становится все более разборчивым, умным. У зрителей растет культура восприятия кинематографического языка, и деятели индустрии кино будут вынуждены подстроиться под их вкусы.
ЯС: Чему служит кинематограф?
В. Циманович: Многие ссылаются на то, что кино служит для пробуждения в зрителе той или иной эмоции, дает ему возможность пережить опыт героя, его подвиги, которые в обыденной жизни у зрителя просто нет возможности пережить. Исполнение скрытых фантазий зрителя, грубо говоря. Но мне кажется, что суть кинематографа намного более глубокая. Кинематограф, как и любая религия, служит прежде всего для поднятия духовного уровня масс. Каждый новый фильм — как частица Нового Завета. Зритель что-то берет себе на ум из опыта героя в фильме, пусть даже на подсознательном уровне, что-то отторгает, о чем-то задумывается. Так что, на мой взгляд, суть кинематографа — учить.
ЯС: Что вы можете пожелать Российскому кинематографу в день рождения?
В. Циманович: Настоящую зрительскую симпатию!
Наша справка:
Валерий Циманович, сценарист и режиссер, 34 года. Закончил Высшую школу кинематографа ESRA (Ницца).
Призер международных премий за сценарии в конкурсе «Алкоголь за рулём» и за «Сценарий против дискриминации» (CRIPS)
Беседовала Екатерина Оленицкая
Автор: 23-08-2012
просмотров
Представтесь пожалуйста
Введите цифры с картинки: