Метель в московских сумерках - чего ждать псковичам от нового арт-хаусного кино
21.08.2013 20:18 ЦДИ, Псков
В Выборге прошел ХХI фестиваль российского кино «Окно в Европу». Своими впечатлениями от большого кинопросмотра делится Ольга Пятковская
Продолжение. Начало здесь.
«ЖЖ», 18+, режиссер Александр И. Строев, 88 мин., дебют.
ЧТО на экране. Очередной арт-хаус. Очень эстетский, как и положено арт-хаусу, с реальностью и ирреальностью, несколькими пластами событий и рваным сознанием героини. Она тоже (как и в первом арт-хаусе под названием «Деливеранс») теряет память и впадает в кому, как ей сообщает ее новая подруга. А очнувшись от комы, героиня начинает жить уже не своей жизнью под вымышленным именем Ю-ю. Мы же о событиях ее жизни узнаем через некие дневниковые записи, которые на наших глазах читают Сторож и Библиотекарь. Все действие происходит в театральных декорациях, но это вовсе не ответ Стоппарду, а вынужденное решение режиссера, оставшегося посреди запущенного проекта без ранее спланированного бюджета фильма. Однако, поскольку сам Александр И. Строев в свое время с отличием окончил Щепку и к тому же является лидером группы «Каникулы Гегеля», исполняющей поэтический рок, у него в фильме «финансы поют романсы» самым высокохудожественным образом. Сам он во время представления картины подчеркнул, что в ней ни одного слова мата и всего один поцелуй, и что это очень светлый фильм. Это правда. Как правда и то, что это поцелуй «с отличием» - от привычных экранных поцелуев, поскольку в «ЖЖ» целуются девушки. В общем, кино получилось не просто светлое, а – скажем так, цвета утренней зари… Но арт-хаусной ценности ему это только добавляет. А для зрителя фестиваль тем самым выровнял крен, возникший после темного кино цвета морозного неба (я имею в виду «Зимний путь»)… На экране все, конечно, неясно, несвязно (арт-хаус!), но очень красиво и преисполнено изысков. Эротика поэтическая, любовь романтическая (во второй части героиня встречается с художником). И образ, созданный Ириной Те - весь тонкий, звонкий и прозрачный, как акварель. Прямо противоядие от чернухи и порнухи (хотя, как рассказал режиссер, некоторые студенты-психологи после пробного показа, напротив, посчитали его ядом).
ДЛЯ КОГО. Для эстетов и любителей арт-хауса, для тех, кто объелся экшеном, триллерами, ужастиками. Широкий прокат картины вряд ли возможен. На фестивале киноведы сказали, что ей самое место в интернете. Чтобы желающие могли смаковать продукт в уединении или небольшими группами по интересам. Потому что в кинотеатре, как отметил один молодой московский кинообозреватель женского пола, кому-то, из того же пола, может, и неудобно будет признаться в том, что вид прекрасного обнаженного женского тела столь привлекателен для него (в смысле, для нее). Продвинутые зрители и до появления нимбов действующих в фильме Сторожа и Библиотекаря восприняли как апостолов, а в самом фильме рассмотрели перекличку с булгаковскими «Мастером и Маргаритой» (об этом я прочла вчера в одной рецензии).
Режиссер после просмотра всех пригласил на концерт группы – и тем самым слегка отжал зрителей со следующего сеанса. Но Выборг заставляет делать выбор на каждом шагу. Мне выступление очень понравилось - и я пожалела, что у меня с собой не было диска с альбомом наших «Отцов и детей», чтобы подарить в плане культурного обмена. Фильм советую смотреть студентам, преподавателям и художественно ориентированной аудитории.
«МЕТЕЛЬ», 18+, режиссер Глеб Глебов, 85 мин.
ЧТО на экране. По большей части - действительно, снежная завеса, метель, вьюга, пурга…И над нею выразительное лицо Григория Добрыгина, исполняющего роль гламурного столичного фотографа, который едет сквозь снег и ветер в глухую деревню хоронить няню. Умерла она давно, а похоронить ее некому (?!). Голосовые сообщения на мобильный герою посылает нянина соседка. А поскольку герой некогда оболгал свою няньку, беззаветно его любившую, сказав матери, что та украла деньги (а это сделал, подлец, он сам), то у него теперь запоздалые муки совести. И друзья из тусовки подначивают: езжай, мол, Родина-мать зовет… И эту поездку мы мучительно наблюдаем почти весь фильм. Режиссерский замес понятен: искупление вины через испытание. Но достигнут ли он?
Ряды видавших виды кинокритиков дали трещину: одна критикесса заснула в начале пути и потом расспрашивала, что же там было… Да все ехал, говорим, мужиков на лошади встретил, с ними ехал, они ему сказки читали и спиртом растирали… И все? Она не верила и начинала расспрашивать следующих, говоривших ей, впрочем, примерно то же самое…
Скандальный просмотр и обсуждение были предрешены уже тем, что в киношной среде все знали, кто скрывается за впечатанным в каталог и программу именем режиссера. Говорили, что ставил фильм Александр Гордон, но потом поссорился с продюсерами и потому снял свое имя из титров. Эту версию подтвердила на пресс-конференции продюсер Евгения Тирдатова.
В титрах было указано: по мотивам рассказа Л. Н. Толстого «Метель». Филологи-отличники ( а среди кинокритиков такие есть!), возможно, рассказ помнили, я – нет, я его прочитала только сегодня (несомненная польза от просмотра!). Рассказ написан в 1856 году. Ночной санный путь описан мастерски. Особенно про колокольчики на курьерской тройке, звенящие в терцию. Все остальное накрутил и при этом не докрутил «Глеб Глебов». У него мужики на санях напоминают чертей, а долг перед Родиной-матерью остается неисполненным.
Когда на пресс-конференции после разных «а почему?» по поводу разных сценарных неувязок выяснилось, что бюджет фильма составлял всего 500 тысяч долларов, причем, это были частные деньги, народ облегченно вздохнул. Если не за госсчет - так черт с ним: тогда хоть на голове стой, хоть в метель езжай. К слову сказать, вполне адекватный и завершенный фильм можно снять и за меньший бюджет. Три года назад в Выборге его показал Роман Каримов, и это были «Неадекватные люди», стоившие 100 тысяч, но получившие Гран-при за дебют.
ДЛЯ КОГО. Наверное, не для широкого кинопроката. Хотя Добрыгин на крупных планах весьма выразителен (что может привлечь юных девушек), и для успеха картины в ней задействованы медийные лица (надо понимать, друзья Глеба Глебова). К этим бы лицам еще и сценарную линию да режиссерскую концепцию, а их замела то ли поземка, то ли пурга (К слову, у Л. Н. Толстого упоминается «замять низовая»)…
«МОСКОВСКИЕ СУМЕРКИ», 18+, автор сценария и режиссер Алена Званцова, 87 мин.
ЧТО на экране. Мелодрама с действующими лицами из… потустороннего мира. Первоначально фильм назывался «Инкуб», потом получились «Московские сумерки»- как более выигрышное название для проката. Сам автор сообщил, что Москва тут не причем, просто герой должен был начать новую жизнь в другом городе. По сюжету он врач-кардиолог, который применяет дефибриллятор, имея в кармане мобильный телефон, и во время электрического разряда как бы умирает, но по фильму становится призраком. Он днем незаметен, а ночью является в обычном виде. Только прикосновения нормальных людей делают его снова невидимым. Поэтому он на новом месте начинает работать врачом скорой помощи с личным помощником-фельдшером. И, как выясняется, подобные ему (призраки) существуют. У них там возникает общение и некое сообщество, они помогают друг другу понять и простить тех, кто был дорог. В общем, разобраться в себе и своей жизни. Фильм вообще – о любви и семейных ценностях, о проблемах отношений мужчины и женщины в семье. Это очень светлое, теплое, понятное кино, и зрители его оценили по высшему разряду. А от Международной конфедерации Союзов журналистов Алена Званцова также получила приз «За сценарий».
ДЛЯ КОГО. Для тех, кому все это интересно, у кого тоже не все просто и есть проблемы взаимоотношений с противоположным полом – а это бывает и в 20 (один призрак в фильме, кстати, юная девушка), и в 30, и в 40 лет… У фильма предполагается широкий прокат, поэтому его наверняка смогут посмотреть и жители Пскова.
«ТЯЖЕЛЫЙ СЛУЧАЙ», 16+, режиссер Константин Мурзенко, 105 мин.
ЧТО на экране. История о том, как милиционер теряет память, но находит любовь. Так о нем заявлено в каталоге анонсов. По-своему мило, местами забавно, лирическая линия теплая, но все вместе – это действительно тяжелый случай для просмотра в зале, длящегося час и три четверти. Главную роль играет Михаил Брашинский - безусловно, очень талантливый человек, но вообще-то кинокритик и сценарист, для разнообразия снявший два фильма как режиссер. Второй по счету - «Шопинг-тур» - в 2012 году в Выборге получил главный приз фестиваля «за юмор и жанровую дерзость». Поэтому в 2013 году Михаил Брашинский был на фестивале признанной звездой. Но прием фильма с его актерским участием это не спасло, хотя на пресс-конференции именно Брашинский отдувался за всю съемочную группу. Он, в частности, сказал, что это кино имеет социальную значимость, потому что там положительный образ милиционера («он – хороший человек»!). Вот тут я поспорю. Сотрудник правоохранительных органов, теряющий память, а потом пытающийся ее восстановить с помощью подруги и попыток вживания в образы - какой ближе? – и в итоге выходящий на улицу то маньяком, демонстрирующим свои «не внутренние» органы, то киллером ( по сюжету они даже пробуют убить владельца рынка)... То, что бывшему полицейскому именно эти образы становятся ближе, как раз настораживает. Может, для изложения оно и мило, но вряд ли это понравится самим полицейским, да и рядовой гражданин от людей в погонах, призванных обеспечить правопорядок, ждет вообще-то другого набора качеств.
А тем, кто от такого взгляда совсем далек, и от кино, созданного на деньги господдержки, ждет внятного месседжа и законченного продукта, а кино на фестивале смотрит не по желанию, а в силу профессиональной необходимости, фильм показался… вообще не фильмом. И риторических вопросов на этот счет было очень много. Короче говоря, тяжелый случай…
ДЛЯ КОГО. Для круга поклонников Мурзенко и Брашинского. И для сотрудников полиции - чтобы они коллективно посмотрели, проанализировали - и по итогам составили открытое письмо в Минкульт.
«ПЕЛЬМЕНИ», 18+, режиссер Геннадий Островский, 93 мин,, дебют.
ЧТО на экране. Сначала мелодрама, потом драма, потом детектив, триллер, черная комедия… Короче, все вместе. Как в фарше для пельменей, куда по фильму годится даже человеческое мясо… На вопрос, что это за жанр, автор гордо ответил: «Это мой жанр». То есть, я так увидел. По сценариям хорошо известного в мире кино Геннадия Островского сняты «В движении», «Любовник», «Мой сводный брат Франкенштейн»… Что его погнало в режиссуру?
Примерно половина фильма смотрится очень хорошо. У двух взрослых братьев мать после смерти отца впадает в глубокую депрессию и едва не умирает, и чтобы у нее возник интерес к жизни, врач советует сыновьям придумать ей занятие. Мама хорошо делает пельмени - и братья начинают ее в этом направлении двигать: мол, делай каждый день, мы их любим, будем сами есть и друзей кормить. И производство пельменей быстро становится перепроизводством. Они хорошие, но в рестораны не берут, нужна справка, в госпиталь тоже не берут, у брата-банкира пельмени по принуждению ест весь офис, но их все равно слишком много. Матери же братья сдуру ляпают (из благих побуждений), что пельмени хорошо продаются… И вот она их лепит изо всех сил… Девать их некуда, браться мешками начинают их вывозить за город и топить в реке, потом закапывать… Пельмени находят бродячие собаки…А признаться уже невозможно… И к тому же у матери появляется друг, который решает производство механизировать…
А дальше включается детектив, триллер, фиг знает, что еще… Мне кажется, после просмотра фильма потребление пельменей может резко снизиться…
ДЛЯ КОГО. Авторы сказали, что сделали российское кино для широкого проката. В конце августа «Пельмени» выйдут на экран. И наверняка его многие пойдут смотреть. А что? Весело, с юмором, классно снято. Мы, зрители Выборга, не можем быть объективными: мы смотрели фильм после истории с «потерявшим память милиционером», поэтому у нас был тяжелый случай-2. В общем, очень скоро станет ясно, для кого это кино, И если оно окажется востребованным в кинопрокате, то это тоже будет хорошо, хотя бы с финансовой точки зрения. А про другие тогда помолчим.
Продолжение следует.
В третьей части расскажем о впечатлениях от фильмов, получивших три приза в зрительском конкурсе «Выборгский счет».
Комментарии: 2
Распечатать:
cюжет:
Новое кино - по итогам кинофестиваля в Выборге
С этого учебного года школьная форма стала обязательной. Какую форму вы считаете идеальной?