Владимиру Путину желают успеха
7 октября глава государства, ставший в марте 2012 года в третий раз президентом России, отметит свое 60-летие
Впереди — шесть, а если народ окажет ему доверие, то и двенадцать лет вахты у руля государственного корабля. «Вечёрка» решила выяснить у политиков, какие важные шаги уже сделал президент и какие ему предстоит сделать.
Алексей МУХИН, генеральный директор Центра политической информации:
— Многих раздражает, что Владимир Путин пошел на третий срок. А мне кажется, что это оправданный шаг. Потому что первые два срока ему пришлось бороться с последствиями пресловутых 90-х, заново позиционировать Россию в глазах мирового сообщества, уберегать ее от распада и удерживать позиции в G-8.
С другой стороны, за эти два президентских срока Владимир Путин попытался создать группы влияния внутри российской экономики, политики и т. д., на которые он смог бы опереться... И вот теперь, имея опорные группы влияния, он может чувствовать себя полноценным президентом и вступить в диалог с любым политиком России, политической группой, социальным слоем — разговаривать с ними на равных, а то и превосходя их по политическому весу. И в этой связи мне кажется, что выдвижение Владимира Путина на третий срок было логичным. А что касается критики в его адрес, то оппозиционерам в России созданы шоколадные условия — они ни в чем не чувствуют себя стесненными. Но если они хулиганят на улицах, кидают куски асфальта в полицию или призывают к свержению конституционного строя, то власть имеет право защищаться и обязана это делать по Конституции РФ. Если все проходит в рамках правового поля, то оппозиция может чувствовать себя, что называется, «сухо и комфортно».
Что касается развития страны, то эти процессы идут у нас с начала 2000 годов, когда был остановлен распад Российской Федерации. Понятно, что у Владимира Путина очень много планов на третий президентский срок, но я хочу обратить внимание на то, что мужчина, достигнув 60-летнего возраста, концентрирует в себе информацию, а после 60 лет начинает отдавать то, что накопил в виде опыта и, возможно, даже принуждать окружающих его людей исходить из тех принципов, которые он исповедует. Для Владимира Путина наступил такой момент. И я с волнением жду реализации его планов.
Валерий ФАДЕЕВ, главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования, член Общественной палаты:
— Владимир Путин в свое первое президентство решил целый клубок сложнейших политических задач. Теперь, похоже, страна стоит перед проблемами другого типа, ее надо не спасать, она уже спасена, ее необходимо переводить в режим развития. Традиционно принято противопоставлять Путина и Ельцина, имея в виду хаос девяностых и относительный порядок нулевых. С таким тезисом нельзя согласиться. Что сделал Путин? Разве он переписал ельцинскую Конституцию или отменил частную собственность? Напротив, Путин опирался на уже имеющиеся институты. Но он заставил эти институты, государственную машину работать хотя бы в минимальной степени. Пресловутая вертикаль власти, про которую Путин сам говорил, что она сшита на живую нитку, начала работать. «Работа не доделана», — примерно так обозначил Владимир Путин причину своего возвращения в президентское кресло. Вопрос в том, какая работа не доделана. Радикальные критики утверждают, что это работа по еще большей концентрации капитала в руках элиты, что необходимо предпринять какие-то сложные секретные усилия по обеспечению сохранности активов этой элиты при какой-то другой власти... Нынешняя тактика Путина, какой мы ее видим на протяжении последнего года, скорее показывает, что он ищет новую конфигурацию политических и экономических сил, которые позволят развивать страну дальше, опираясь одновременно и на демократические ценности, и на ценность сохранения всей России. И в публичной политике — даже не высшего уровня, а в любой публичной политике (в том числе на проспекте Сахарова) — на самом деле сегодня нет другого человека, который пытается осуществить именно этот сценарий. Ни один из самых ярых критиков Путина не оперирует понятием целостности страны как самостоятельной ценности.
Вячеслав НИКОНОВ, декан факультета Государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова:
— Когда Владимир Путин пришел к власти, у него было тяжелое наследство. Экономика страны была меньше, чем в Бельгии, а сейчас больше, чем в Великобритании. Зарплата была 80 долларов, а стала 980 долларов. О Россию вытирали ноги, а сейчас никто не вытирает. Я думаю, это основные перемены, которые произошли со страной за последние 12 лет, и смотрю в будущее с оптимизмом: мы уже 6 — 7-я экономика мира, и у нас есть шансы стать пятыми. Более того, позиции России в мире с каждым годом крепнут, в то время когда остальные западные страны испытывают очень серьезные экономические сложности, которые имеют негативный рост. На мой взгляд, для Владимира Путина сейчас главное — избежать кризиса, неплохо было бы модернизировать структуры российской экономики... Думаю, надо ставить перед собой амбициозные цели — это для России было бы наиболее полезно, ведь нынешний бюджет, как мне кажется, недостаточно амбициозен, он оценивает темпы экономического роста на уровне 3%, когда активная бюджетная политика спокойно могла бы обеспечить ему в два раза больше — 6%. Пользуясь случаем, хочу поздравить президента с юбилеем и пожелать ему сил и удачи.
Михаил ЛЕОНТЬЕВ, главный редактор еженедельного журнала «Однако»:
— Владимир Путин в свой первый период руководства Российской Федерацией собственными руками реанимировал страну. Все его качества — профессиональные, опыт, личные — качества принципиального, талантливого, идеального революционера оказались востребованными, и он ими здорово воспользовался. После этого наступил не период даже, а промежуток, который не связан по большей части с его уходом из президентства, а связан с тем, что те механизмы, методы, которые годились для реанимации России, исчерпали себя. А все другие подходы оказались слишком рискованными, то есть находились за пределами рисков — политических, геополитических, геоэкономических, личных и т. д. Путин доказал, что он не хочет рисковать страной без крайней необходимости. И сейчас перед ним стоит такой же выбор, как в 99-м году. Потому что возникли иного порядка угрозы, связанные с глобальным кризисом. Путин же определял смысл третьего срока — в изменении структуры экономики! И реальное изменение структуры экономики включает в себя изменение структуры государства, изменение политической стратегии, смену элит и смену социального уклада...
Владимиру Путину не страшно приступать к каким-то радикальным действиям, потому что на авантюру он категорически не способен. Президент сказал, что он должен сделать: нам предстоит совершить рывок, по масштабам своим подобный тому, что мы сделали в 30-е годы прошлого века. Либо мы за 10 лет модернизируем страну, либо нас сомнут. И я хочу пожелать Владимиру Путину успеха и личного счастья, которое, думаю, у него тоже связано с успехом, потому что он — человек Истории.
«Человек, который пришел в политику, должен быть прозрачным»
За время своего президентства Владимир Путин стал чуть ли не самым цитируемым политиком в мире. Особенной популярностью пользуются его выступление в Мюнхене в феврале 2007 года, на конференции, где критиковались США за проведение внешней политики, и ответы на вопросы журналистов. Именно тогда стали гулять по миру фразы российского президента: «Россию, нас — постоянно учат демократии. Но те, кто нас учит, сами почему-то учиться не хотят», «Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ», «После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем».
«Вечёрка» решила вспомнить в день рождения президента знаменитые перлы Владимира Владимировича, которые, безусловно, отвечают на вопрос: «Ху из мистер Путин?» А также увидеть нашего ВВП без галстука.
- «Поливать свое Отечество дерьмом — пожалуйста, это считается достоинством. Не все, но многие делают это с удовольствием, и это «классная позиция»: «ничего не боится»! А чего бояться-то? Сейчас не 37-й год, за это ничего не бывает».
- «Они пристраиваются к крылу, обгоняют даже. Удивительно просто. Красивые ребята, симпатичные, им три месяца, но они большие уже. Это трудно словами передать. Приятное чувство, хорошее, доброе». (О полете с журавлями)
- «Из ошибок надо делать выводы, а не сопли жевать и бить себя цепями».
- «Если курс рубля шевелится, значит, он живет».
- «Гайки будут закручивать? Они дозакручиваются, что у них резьба лопнет!». (О США)
- «Вот не обижаюсь на вас, когда вы меня поливаете поносом там с утра до вечера». (В адрес оппозиционной радиостанции)
- «Иуда — не самый популярный в России библейский персонаж».
- «Если не поменяете стоматологическое оборудование, я приеду к вам и буду лечить этим аппаратом тут все сам». (Белгородскому губернатору)
- «Некоторые в Европе, когда говорят о нашей интеграции в евразийском пространстве, аж из штанов выпрыгивают: то ли штаны маловаты, то ли в штаны наложили».
- «ЦК отличается от ЧК: ЦК — цыкает, а ЧК — чикает... Так вот, чикать никто ничего не собирается». (Об ограничениях в Интернете)
- «Все на своем конкретном месте должны каждый день, как святой Франциск, мотыжить свой участок».
- «Человек, который пришел в политику, должен быть прозрачным».
- «Нужно посмотреть на шахматную доску, и там уже видны ходы белых и черных. Нужно видеть все ходы — и белых, и черных, и рыжих тоже».
- Лучше бы Абрамович и Березовский судились здесь. Это было бы честнее. Деньги они заработали-украли здесь. Значит, и делить их должны здесь».
- «У нас такой уровень общей культуры: как только человек получает какое-то удостоверение, палку какую-то в руки, то сразу начинает ей размахивать».
- «Можно, конечно, всех разогнать. Можно и правительство разогнать, и Думу разогнать. Сказано же было: царь снял с себя ответственность, советское руководство сняло с себя ответственность — и страна дважды развалилась».
- «Насчет безответственного поведения бизнеса, то я вам скажу прямо и, может быть, грубовато — из желудка все достану и раздам бедным. Так и передайте всем заинтересованным лицам».
- «Что касается вещей, которые я возьму с собой из Кремля в Дом правительства, — это только одна вещь — авторучка».
- «Некоторые велосипеды стоит изобрести».
- «Пусть министры не обижаются. Кто-то из министров может стать заместителем!»
- «Есть еще такая старинная русская забава — поиск национальной идеи».
- «Россия не хочет никому делать плохо. Мы хотим себе сделать хорошо».