Раннее развитие детей
День рождения Индейцев
7 человек (1 пришел позже) 7 леток. Не все знакомы друг с другом. В помощниках 1 человек на самое начало.
Место проведения: зона отдыха около дома + дома.
Тематика появилась по материалу. Мне когда-то Аня Шапокляк прислала цветные перья. Вот и захотелось их использовать. Ну, и первое – конечно, индейцы. Предложила сыну, он согласился. Как оказалось, мой собственный ребенок об индейцах имел весьма странные представления. Хотя мы и читали о них когда-то, и мульт-сериал «последний из могикан» он смотрел. Поэтому, быстренький ликбез провели, посмотрели в Интернете, что нашли, посмотрели в географическом атласе (какая природа, какие животные). А дальше, я стала читать все, что нашлось в «закромах» и в Интернете по поводу индейцев, дня рождения и т.п. Очень мне помогли статьи Юли Луговской. http://orangefrog.ru/prazdniki/ А особенно, ее день рождения в первобытном стиле.
Вот, что в итоге получилось.
Приглашения. Писали текст вместе с сыном. Каждому ребенку, придумали свое индейское имя: Улыбка Зари, Звонкий Ручеек, Бегущий Олень и т.п. Вот, как выглядели приглашения.
Картинки были разные – всего в Интернете я нашла с пяток раскрасок индейцев – вот их и повставляли. Каждое приглашение разрезалось, и склеивалось. Получалось с двух сторон текст, плюс, оно становилось поплотнее. Картинки – раскрашивал Слава фломастерами.
Что было на самом празднике
Встреча: всех родителей отпустили, договорились о времени звонка. Подождали всех и отправились в путешествие. У нас рядом с домом – небольшая зона отдыха: речка, немного травки, кустиков, деревья, скамейки и взрослый спортивный комплекс. Вот здесь мне понадобилась помощь. Моя подруга, в то время, как мы встречались, пробежалась там, развесила на деревьях красные нитки (для вязания), нарисовала стрелочки, в общем, проложила дорогу к спорткомплексу.
Детям рассказала так: Настоящие индейцы – отличные следопыты. Они умеют находить следы на земле, песке, на траве, кустах и деревьях. Вот и мы с вами будем учиться искать следы. А привести они нас должны к месту, где будут два разных цвета (две ленточки: синяя и зеленая). На начало я их привела, и первый знак пришлось подсказать, а дальше… они побежали так быстро, что мне пришлось хорошенько пробежаться. А сколько было восторга, воплей, криков, радости, когда находили новый знак – «след». Вся пробежка заняла минут 5, но дети получили заряд настроения. Я очень рада, что все-таки сделали такой элемент.
Знакомство. Не все дети знали друг друга. Поэтому нужно было познакомить и преодолеть некий барьер отчуждения, который был заметен.
Две следующие игры взяты у Фопеля и немного адаптированы под ситуацию.
Знаете ли вы, как здороваются люди в разных странах? Как мы можем поздороваться Жмем руку Обнимаемся Хлопок по ладони поднятой Хлопок по двум ладоням горизонтальным Касаемся пальцами рук Хлопок по плечу Тремся носами Поклон со скрещенными на груди руками (Китай) Поклон, ладони сложены перед лбом (Индия) Поклон – руки по швам (Япония) А теперь давайте так поздороваемся. Все стоят в кругу, один человек идет по кругу, и с каждым следующим здоровается новым способом. При этом представляется: «Привет, меня зовут Слава».
Но мы же с вами – индейцы. Давайте придумаем свое приветствие. Часть ставит руки на плечи, часть – на пояс, часть – за голову. Здороваемся локтями. Т.е. надо прикоснуться своим локтем к локтю другого.
Ну, а теперь, когда вы знакомы, можно приступать к первому испытанию. Когда вы пройдете все испытания – вы станете настоящими индейцами. А первое испытание – очень сложное.
На площадке много разных сооружений: разновысотные турники, брусья, бревно, лесенки. Один ребенок закрывает глаза, второй его ведет где-то. Выбрали 4 разных маршрута. Потом менялись ролями, и шли по другому маршруту.
После этого этапа – первый шаг посвящения в индейцы – боевая раскраска.
В Северной Америке, есть удивительная река – Миссисипи. Индейцы называли ее Отец вод. Потому что в нее впадало много разных рек. Но кроме того, это большая река приносила им много неожиданностей.
Игры с парашютом. Вообще говоря, парашют – это большой круг из ткани. Вот такой, например. http://www.rostova-kukla.kiev.ua/index.php?productID=2 Но у меня такого не было. И я нашла просто кусок ткани. Он не очень справился с задачей, но было интересно.
Начинаем с волн – учимся делать большие и маленькие волны. Как оказалось – это тоже непросто, особенно, когда собралось несколько лидеров. Каждый пытался перетянуть парашют на себя.
Крокодил в Миссисипи ! Одного выбирают «крокодилом», все остальные игроки создают волны. Крокодил гоняется в поисках своих жертв под поверхностью воды (парашюта). Если крокодил хватает кого-нибудь за ногу, жертва отправляется под парашют и тоже становится крокодилом. Игроки, раскачивающие парашют, не могут отпускать парашют до тех пор, пока их не поймают, они не могут также прижимать парашют к земле, преграждая путь крокодилам. Игра заканчивается, когда вокруг стало слишком много крокодилов и осталось слишком мало людей!
Бег одноруких. Каждый игрок одной рукой держит парашют, отведя другую в сторону для равновесия. Начинайте бег по кругу в одном направлении, затем смените руки и направление бега по хлопку или команде.
Перемена мест Игроки поднимают парашют вверх, и останавливают руки, парашют сам опускается медленно. В момент максимального подъема парашюта ведущий громко называет имена 2 игроков. Эти игроки должны отпустить парашют и, пробежав под ним, поменяться местами. Неважно, попадет ли игрок точно в то же место, где стоял его партнер, главное, чтобы он пробежал под парашютом на противоположную сторону. Пока часть игроков находится под парашютом, остальные медленно тянут парашют вниз, пытаясь поймать участников игры, бегающих под парашютом. Если кого-то удалось поймать, помогите этому игроку выбраться, и пусть он найдет себе новое место у парашюта
Как оказалось, эта игра не так проста, как может показаться по описанию. Надо не только бежать, но и видеть куда бежать, т.е. откуда бежит второй человек. Именно это вызвало наибольшие вопросы у детей, но и смех тоже В нее играли дольше всего.
Плывем на каноэ Придумалась по ходу, а-ля русский ручеек. Четыре человека держат с противоположных сторон ткань, делают волны. Оставшиеся, по очереди, проплывают под волнами, и заменяют державших, те плывут, и в свою очередь меняют других. Детям очень понравилось. Хотя суматоха была, когда не туда шли меняться, когда запутывались в ткани…
Посвящение. Все справились со сложными испытаниями, а потому стали настоящими индейцами – получили повязки с пером. После чего мы исполнили ритуальный танец индейцев: все встали в круг, положили руки на плечи друг другу. Сначала на 3 счета идем по часовой стрелки, на четвертый кричим «Йо-хо», потом так же в другую сторону, потом в центр, потом расходимся. И снова по кругу.
Охота Настоящие индейцы – отличные охотники. Они умели охотиться по-разному. Стрелять из лука, или кидать лассо. Лассо – это веревка, завязанная особым узлом. Давайте потренируемся кидать лассо.
Мы взяли обычное кольцо для кольцеброса, привязали к нему веревочку, 2 штырька в землю. Так дети и бросали, у кого с 3 раза не получилось, я помогала рукой со словами – но тут вмешались духи старых индейцев, и помогли тебе. Дети поулыбались, и остались довольны.
Каждый из вас сходил на охоту. А теперь, покажите, что у вас за добыча. Каждый вытянул бумажку, на которой было написано название животного: белка, медведь, волк, ежик и т.п. Дальше по очереди показывали. Задача остальных была угадать, кто это. Некоторым детям пришлось помогать, подсказывать, что и как можно показать.
Поздравляю вас – вы отличные охотники. А знаете, как можно поздравить человека, оказать ему внимание? Можно сделать вот так. (игра Фопеля) Один человек становится в центре круга. Все остальные садятся на корточки, руки за спиной. Все вместе, начинают произносить имя, стоящего в центре, постепенно вытягивая руки, поднимая их вверх, подвигаясь ближе. Имя произносим все громче и громче.
Не очень простое упражнение, дети по-разному его отреагировали, но было видно, что оно сняло некоторую напряженность, которая была у самых робких. Оказаться в центре внимания, пошло на пользу.
Индейцы все умеют Тоже вариант игры Фопеля. Все бродят неподалеку, а ведущий выкрикиваю действие. «Индейцы умеют плавать?» – все радостно кричат «ДА» и плавают. Дальше передаем инициативу самим детям.
А еще, индейцы умеют двигаться, подражая животным. И мы пошли домой, подражая птицам, рыбам, медведю, лягушкам и т.п.
Дома, надо было сначала напоить, а потом снова собрать внимание детей. О том, что дети буду хотеть пить, я догадалась заранее – все-таки 25 градусов, плюс сколько-то игр. Поэтому стаканы с водой я расставила по комнате перед началом. Но не на виду. Загородила их игрушками, книжками, за шторы на подоконнике, накрыла платками. Дети с удовольствием искали воду. Кое-что подсказала.
Дальше, продолжая тему поиска воды, перешли к еде. Простенький конкурс – с закрытыми глазами надо было понять, что съедобное положили в рот. Сначала, я хотела использовать только фрукты (яблоко, груша, банан, апельсин, киви), но потом добавила немного кусочков хлеба, колбасы, сыра, огурца, вареного яйца. Дети пришли в дикий восторг. Они все послушно сидели с закрытыми глазами и открытыми ртами. И радостно называли и съедали полученное. Как же они веселились, когда среди уже услышанных банан, апельсин, яблоко и т.п., вдруг появилось – колбаса. Каждый получил штук по 5-7 разных кусочков.
Ритмы Решили отметить праздничным барабанным ритмом хорошее настроение индейцев. Сели в кружок на пол, взяли кастрюли, ведра, коробки и побарабанили. Сначала – кто, что. Потом, повторяли простые ритмы за мной. Потом все держали простой ритм, и по очереди, каждый исполнял свое «соло».
Потом включили музыку, и повторили аналогично с движениями. Один человек в кругу показывал движения – остальные повторяли. И менялись.
А дальше, пока я готовила полосу препятствий, дети здорово поиграли в простую игру. По очереди, они пальцем в воздухе рисовали что-то, что на их взгляд, имело отношение к индейцам. Остальные отгадывали.
Большое приключение Полоса была такая - болото (переправа командой, по «кочкам», которые нужно переставлять из конца в начало) - мост через пропасть (доска для пресса на 2 табуретках) - обрыв (прыжок с табуретки на мат) - пещера (туннель без каркаса) - горы (шведка, с переходом на второй этаж кровати) - скачка на диких лошадях (батут) - река (каркасный туннель) Некоторые препятствия вызвали много эмоций. Ну, тут особо не нужно знать психологию, чтобы понять, что бескаркасный туннель вызвал затруднения. Не так-то просто пробивать себе дорогу в слипшейся ткани головой. Кое-что, было непростым для некоторых. Но все вместе, с поддержкой и подбадриванием, прошли все. Итогом путешествия стал «твистер» - волшебный коврик.
У меня большое поле (самодельное), на нем можно играть сразу втроем – вчетвером. Играли без кубиков – рулеток. Просто один ведущий, называл цвета и руку или ногу. Сначала, ведущим была я. Потом дети прекрасно играли без меня: менялись, называли. Я в этом время занималась подготовкой угощения.
Бег рук. Взято у Фопеля. Но, думаю, с такой игрой встречались многие сами С одной стороны – успокоить, с другой – снова объединить. По очереди кладем одна на одну правые руки в центре. Потом левые. Раскачиваем, и что-нибудь бодрое кричим. Несколько раз повторяем.
Пиршество. Дальше дети сели угощаться. И было потом немного свободной игры, мультики.
В принципе, у меня лежала на готове игра «Кто осел?» - но, посмотрев, как дети хорошо играют, я не стала вмешиваться.
А дальше, когда немного отдохнули от активных игр, снова чуть-чуть поиграли.
Спим на листьях Индейцы, спят на листьях. Используют их в качестве матрасов-подстилок. Вот и мы с вами так попробуем. Выдаем детям по газете. Включаем музыку колыбельные. Надо «лечь» - как получится, на газете, и изображать, что спишь. Потом газету складываем в 2 раза и повторяем. Играли сразу все вместе.
Амулеты – ожерелья Индейцы верили, что каждое из племен ведет свой род от волшебного, мифического предка - зверя, птицы, черепахи, а может быть - растения. Духи мифических предков охраняют тебя, могут помочь. Поэтому индейцы делали тотемы – изображения разных животных, которые приносили те или иные свойства. Посмотрите, вот изображения разных животных и растений. Медведь – это сила, вот он какой сильный, и других таким же свойством наделяет. Человек – ум, фантазия. Дерево – здоровье, оно черпает свои силы у земли и воды, его греет солнышко и обдувает ветер. Бабочка – это красота. Собака – друг человека, и человек, выбирающий собаку, будет всегда с друзьями. Выберите себе разные фигурки, сделайте ожерелье – амулет.
Все фигурки мы с сыном заранее сделали из соленого цветного теста и запекли. Фигурки – формочки для печенья. Можно было бы и другие, но у нас набор был не очень подходящий: машины, корабли.
Поиск клада. Древний индейский клад есть где-то недалеко. Но, чтобы его найти, вам придется всем вместе пройти непростые испытания. Каждый получил лист с заданием: головоломки, ребусы, кроссворды, найти отличия и т.п. Подбирала по возрасту, но кому-то пришлось немного помочь. За каждое правильное задание – они получали кусок карты – плана квартиры. Сразу сундучок они не нашли. Чтобы получить каждую новую подсказку, пришлось уже всем вместе, выполнять еще задание. Понадобилось всего 2 подсказки.
Ну, вот и все. Дети еще немного поиграли в вольном режиме. Последний человек ушел через 6 часов после начала. В принципе, 5 – было достаточно. Собственно, праздник, особых приготовлений не требовал. Сделать повязки при наличии перьев и ленточек – 10-минутное дело. Чуть более времяемкое дело – запечь фигурки из теста. Все остальное – то, что у нас было под рукой, просто приспособили к делу.
Что еще было на всякий случай Стрельба из лука и дартс Отгадывание овощей на ощупь Викторина устных вопросов про индейцев (типа, как называется жилище, кто самый главный и т.п.) «Снежный ком» - добавлять слова по кругу. Тематика, конечно, индейская И еще пару игр от Фопеля. Но все это осталось на следующие разы
|
|