Новый фильм Андрея Звягинцева "Елена" вызвал много пересудов. "Елена" - она какая? - Остросоциальное кино, религиозная притча или что-то другое? Чтобы разобраться в этом вопросе, расколовшем публику, нужно учитывать некоторые исключительные для нашего кино моменты, связанные с фигурой режиссера и его окружением.
Сюжет "Елены" прост почти до "хуже воровства". Елена, бывшая медсестра, ухаживает за богатым мужем-стариком. Супруги спят в разных комнатах, а их отношения скорее напоминают отношения служанки и господина. Чтобы внук Елены не угодил в армию, требуется много денег, но старик отказывает в помощи. У богача случился инфаркт, и он собирается завещать почти всё состояние своей дочери, которая с отцом не в ладах, но от денег не отказывается. Елена травит супруга, и наследство делится между ней и дочерью умершего. Заканчивается все тем, что в шикарную квартиру в центре Москвы из Бирюлево переселяется семья вдовы.
Зритель знает Звягинцева по "Возвращению" и "Изгнанию" - фильмам, нашпигованным религиозной символикой. Вполне резонно было бы подумать, что и новая лента режиссера имеет религиозные мотивы. Однако формально среди героев нет ни одного верующего, не совершают они и поступков, отмеченных благодатью. Не оттого ли тема веры, всплывающая в сюжете несколько раз, выглядит так искусственно? Смог ли создать атмосферу духовности эпизод посещения церкви, который был включен в картину вопреки протестам сценариста? Вероятно, нужно было показать нечто сверхъестественное, поубедительней. И выход был найден в сцене с дракой подростков, когда вроде забитый до смерти внук Елены оживает синхронно с рукой бога-электрика, врубившего свет во всем Бирюлево.
Если попытаться понять содержание "Елены" через религиозную символику, то лишний раз убеждаешься в том, как же неисповедимы пути господни. Всевышний в картине творит праведное дело через самых заблудших и отстойных своих овец. Одних ублюдков спасает, обеспечив им потребительский рай, другим мстит смертью от сверхдозы виагры. Похоже, к финалу ленты Творцу совсем стало скучно, и он самоустранился, так и не свершив правосудия и забыв про хэппи-энд. Была в кадре, правда, мертвая белая лошадь, но Звягинцев везде уверяет, что это просто мертвое парнокопытное, не более.
Из-за подчеркнутого социального расслоения героев картины многие пытаются здесь узреть остросоциальную драму. Мол, богатые против бедных, и вся лента - в пользу последних. Но чтобы содержание отражало реальность, оно должно быть, как минимум, выглядеть правдиво. Экзамен на достоверность "Елена" не выдерживает, какой бы реальной историей из жизни не руководствовался Олег Негин - сценарист-соавтор Звягинцева. Герой картины (в исполнении актера Андрея Смирнова), заработавший достаточно, чтобы обеспечить себе достойную старость, выглядит простаком. С его средствами можно было найти себе более привлекательную особу для плотских утех. Для того чтобы иметь такую сиделку как Елена совсем не обязательно на ней жениться. Читающий прессу на английском и обладающий большой библиотекой в квартире, герой почему-то не видит простые схемы распыления его собственности после смерти. Такое впечатление, что миллионер заработал свои деньги не в России, иначе бы сообразил, что супруге выгодно побыстрей отправить его в могилу. На всех этих хлипких конструкциях обывательской простоты, несовместимых с логикой крупного капитала, строит свое кино Звягинцев. В чем же причина появления столь несуразного произведения с хорошими богатыми и падшими бедными, которое до того очаровывает нашего зрителя красивой картинкой, что он уже готов смотреть "Елену" без звука, доверяя всевышнему концептуальному замыслу режиссера?
Сценарий "Елены" создавался Звягинцевым для иностранного проекта. Картину должны были снимать на английском, а действие - происходить в Лондоне. Однако заграница медлила, и режиссер решил реализовать проект дома. Попутно, сценарий выиграл премию на фестивале "Санденс", что создало для Звягинцева хороший задел для будущего попадания на крупнейшие кинофестивали.
Но "Елена" не смогла бы состояться в том виде, в котором ее показывают, без такого человека как Александр Роднянский. Этот кинопродюсер высокого уровня, ранее управлявший телеканалами "СТС", "Домашний", входит в узкий круг деятелей, плотно сотрудничающих с государственными деньгами. Ранее он работал на высокобюджетном "Обитаемом острове", теперь занимается "Сталинградом" Бондарчука. Роднянский смог получить финансирование на картину в Фонде кино по разряду социально значимых проектов. Коммерческий риск минимален, если не отсутствует. Производство "Елены" стоило около 3-х миллионов долларов, часть из которых покрыл грант. С учетом широкого интереса в мире к творчеству нашего режиссера, права на кинопрокат в других странах, а также продаж на ТВ и т.д. очень быстро сведет вопрос об окупаемости в дебет.
Другим проектом Роднянского, где он выступает сопродюсером, является режиссерский проект Билли Боба Торнтона. Сама же экспансия Роднянского на западные рынки, а также покупка им 51% в крупнейшей кинокорпорации Центральной и Восточной Европы A Company Consulting & Licensing скорее всего связана с перспективой копродукций. Если раньше российские кинокомпании имели ограниченные возможности в этом поле, то теперь между государствами подписываются соглашения о создании совместных институтов-академий, благоприятствующих копродукции. В силу межгосударственного статуса подобных проектов, на них закладываются большие материальные средства в Фонде Кино, что привлекает продюсеров как мух. В числе таких работ анонсированы российско-французская "Дама пик" Лунгина, а также совместные проекты с Германией, Израилем, Италией, Болгарией и другими странами.
Возможно, "Елена" не состоялась бы вообще как кино про российскую действительность, если бы не Фонд кино, к освоению бюджета которого был допущен Роднянский. Продюсеру нужен был недорогой в исполнении проект, имеющий заграничный коммерческий потенциал, который отчасти обеспечивало имя режиссера. Звягинцева прельстила перспектива быстрых съемок, после чего он не стал связываться с западным заказчиком, задававшим слишком много вопросов и рисовавшим слишком далекую и мутную перспективу реализации творческих планов нашего соотечественника. И здесь встал вопрос об очевидной чужеродности материала для нашей российской кинопочвы. Ведь в сценарии, написанном для постановки в Англии, домохозяйка Хелен при муже Ричарде смотрела Жижека по местному TV, в отличие от Елены, наслаждающейся телеМалаховым.
Учитывая схематичность и незатейливость первоначального текста сценария, он мог получить совсем другие акценты при непосредственной реализации. Звягинцев не скрывал, что сценарий перед постановкой будет нуждаться в доработке английским драматургом. На другой почве история могла стать драмой вымирающей семьи афроамериканки и старого жлоба, озолотившегося на потогонной системе и детском труде. Разумеется, при подобном раскладе симпатии зрителя были бы на стороне убийцы. В свое время за аналогичный сюжет в фильме Клода Шаброля "Церемония", две актрисы - Сандрин Боннер и Изабель Юппер получили на кинофестивале в Венеции приз за лучшую женскую роль.
Но заграничные сюжеты плохо приживаются в суровой российской действительности. История про априори положительную домохозяку-домработницу и отвратительного скупого рыцаря не подходила для категории "Социально значимое кино" Фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии. Поэтому сценарий переписали с учетом отечественных реалий в угоду определенной прослойке богатых собственников.
Чтобы узнать, как на самом деле относится Андрей Звягинцев к своим героям, достаточно привести фрагмент его интервью для "Комсомольской правды", которое он дал в присутствии продюсера картины:
Стас Тыркин: …Еще не могу не оценить того, что вы наконец сказали в "Елене" правду о том, что детей очень часто плодят те, кому самим лучше было бы не рождаться. Может, я грубо сказал, но ситуация в картине именно такая. Герои фильма, рожающие детей, сами не в состоянии о себе позаботиться.
А. Звягинцев: Если ребенка рождают в этот мир, как говорит Катерина, героиня фильма, "только потому, что так делают все", если не думают о жизненных перспективах, развитии, образовании этого нового человека, то ведь это чистая безответственность.
А. Роднянский: Героям фильма сделать ребенка - все равно что пива выпить. Пиво пьют, чтобы стало хорошо. Рождение ребенка - последствие этого состояния….
От этих слов веет напыщенностью и презрительным, нехристианским отношением режиссера к людям. Очевидно, что режиссер заигрался с религиозностью и забыл о том, что художник, снимающий и говорящий о вере, должен вести себя согласно ей вне экрана. Как можно презирать людей за то, что они "бездумно размножаются"? Ведь отнюдь не сеять и не жать - прерогатива каждого человека, дарованная ему свыше.
В фильме эти же слова Звягинцева говорит богатый старик, отказывающий женщине в помощи. Герой Андрея Смирнова и есть альтер-эго режиссера. Вот и рушится миф о религиозности этого художника, и на сцену выходит мелкобуржуазный деятель, обслуживающий интересы правящего класса за народные деньги. Сам фильм после этого становится настоящей остросоциальной драмой - он лишь оголяет себя как антинародное и античеловечное произведение. В какой это интересно реальности наш народ повенчан с классом богатых? Когда бедный в нынешней России мог что-то отобрать у богатого, и чтоб ему ничего за это не было? И откуда вообще взялся позитивный образ отечественного нувориша? Ведь все девяностые у нас только и происходили всякие переделы собственности, где одни богатые мочили других с манерами похуже родственников Елены. Выжили самые ушлые, связавшиеся с властью. Никаких бедных ни в какой хайтек-рай не запускали, и сами они туда попасть могут только случайно и ненадолго.
Звягинцев сначала хотел назвать свою картину "Нашествие варваров", но его опередил канадец Дени Аркан, уже получивший "Оскар" за фильм с таким названием еще до написания сценария "Елены". В итоге Звягинцев создал на потребу Фонда кино такую страшилку для прослойки класса обеспеченных собственников, что те могут всплакнуть над подобной коллизией и сходить в церковь, чтобы разобраться, где там за здравие, а где - за упокой. Тем не менее, все остались в этой ситуации в выигрыше. Звягинцев снял кино о недостающей всем духовности и получил очередной приз на самом авторитетном фестивале. Фонд кино истратил бюджетные деньги на социально значимую картину. Зритель артхаусных кинотеатров, доукомплектованных пенсионерами, посмотрел сложное, но уже титулованное кино. Бога нет, что вроде бы тоже всех устраивает. А ведь как было бы хорошо, если бы он проявил себя, положив конец всему этому порочному кругу. Он очень нужен. На него только одна надежда и осталась.
Алексей ЮСЕВ
"Елена"
Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Надежда Маркина, Андрей Смирнов, Елена Лядова, Алексей Розин, Игорь Огурцов, Евгения Конушкина, Юрий Борисов, Рустам Ахмадеев, Анна Гуляренко, Василий Мичков
Россия, 2011, 109 мин.
www.elena-movie.ru