Главная | Регистрация | Вход | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 09:57
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Главная » 2013 » Декабрь » 30 » Альберт Лиханов и его роман «Сломанная кукла» (на
10:45
 

Альберт Лиханов и его роман «Сломанная кукла» (на

Сценарий читательской конференции для старшеклассников средних школ к 13 сентября - 77 -летию со дня рождения А.А. Лиханова

Тема: «Нет предательства более непростимого, нежели предательство маленького человека взрослым» (А. Лиханов, из романа «Сломанная кукла»)

Цели: через систему проблемных вопросов и заданий эстетического и нравственного характера сформировать диалогическую ситуацию и через диалог, как способ мышления и способ общения, приблизить учащихся к осознанию острых социальных, нравственных и философских проблем; через филологический анализ текста произведения раскрыть глубину его содержания: тему, проблему, систему образов, средства их изображения; определить авторскую позицию.

Задачи: в процессе анализа текста романа определить его место и значение в контексте культурного наследия, в определении традиций создания семейного романа; определить новизну в раскрытии вечной темы взаимоотношений поколений людей; развивать навыки рассмотрения текста художественного произведения в единстве его формы и содержания; воспитывать нравственные качества учащихся на примере жизни литературных героев.

Оборудование: портрет писателя А. Лиханова; текст романа «Сломанная кукла»; запись на доске темы и подтемы урока: «Нет предательства более непростимого, нежели предательство маленького человека взрослым»; «У всякого есть цена. Может, это и неприятная, но правда» (А. Лиханов, из романа «Сломанная кукла»); словарь: безнравственность, богатство, деньги, жизнь, низость, обман, одиночество, опустошение, пересечение миров, предательство, пропасть, разлом, расплата, самоубийство, судьба, трещина, цена.

Ход конференции:

Учитель литературы:

Мы с вами в течение нескольких лет обучения на различных примерах рассматривали и обсуждали многие жизненные проблемы; в курсе изучения литературы знакомились с изображением семейной темы и взаимоотношения поколений «отцов» и «детей»; на занятиях по мировой художественной культуре обсуждали тему этики семейной жизни; общаясь с ветеранами, видели предательство по отношению друг к другу родных и близких людей.

Библиотекарь:

Сегодняшнее обсуждение романа А. Лиханова «Сломанная кукла» должно стать естественным продолжением рассмотрения жизненно важных проблем.

Но прежде познакомимся с личностью писателя А. Лиханова и его творчеством.

Коротко о жизни и творчестве А. Лиханова

1. Лиханов родился 13 сентября 1935 года.

Журналист по профессии, Альберт Анатольевич Лиханов впервые выступил как писатель с книгой «Да будет солнце» в 1961 году. Для детей и юношества им написаны произведения «Звезды в сентябре», «Лунный берег», «Теплый дождь», «Сыновья», «Музыка», «Осенняя ярмарка», «Лабиринт», «Мой генерал» и другие.

И. Мотяшов справедливо отмечает: «Проза А. Лиханова драматична. Есть в литературе вечные темы, воплощать которые всегда нелегко. Нелегко писать о трудном в человеческой жизни, о том, как писатель это трудное преодолевает. Особенность Лиханова – писателя, однако, не в том, что он берет трудные темы, а в том, что он неизменно избирает наиболее трудные аспекты трудных тем. Если он пишет, к примеру, о военном детстве, то не просто пишет о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят дети «трудного» возраста – подростки. И если он изображает семейную драму (что уже само по себе говорит о напряженности темы), то в центр драмы он ставит опять-таки подростков».

За книги «Музыка», «Семейные обстоятельства», «Мой генерал» А. А. Лиханов удостоен премии Ленинского комсомола (1976)».

2. О чем можно узнать в предисловии к собранию сочинений (Том первый. Москва «Молодая гвардия» 1986).

Произведения А. Лиханова – писателя талантливого, глубокого – щедро дарят уроки порядочности, бескорыстия и бесстрашия. Дети в лихановских повестях о войне не только страдальцы (хотя горести их не минуют!), но и активные «действующие лица», патриотическими сердцами своими, а порой и поступками участвующие в героической битве народа.

Верными друзьями приходят к ним на помощь родители, бабушки, учителя. Они пробуждают рыцарство, духовность, способность преодолевать тяготы и страдания. В значительных произведениях, обращенных к молодым, мир младших и мир старших, как и в реальной действительности, поистине нерасторжимы. Они неразрывны и в книгах А. Лиханова.

Но то, что создает Лиханов в литературе, это всегда и для взрослых, которые в ответе перед завтрашним днем за воспитание подрастающей смены. Конфликты, радости и разочарования, надежды и открытия, которые рождаются в процессе этих взаимоотношений, писатель изображает не только зримо и ярко, а (что особенно важно!) с бесстрашным реалистическим проникновением в их глубину, в их психологическую, нравственную, социальную суть».

3. «Настоящая детская и юношеская литература всегда готовила и готовит читателей к тому, чтобы они были способны поддержать все честное, передовое и одновременно были готовы вступить в беспощадную схватку с тем, что отжило свой век, что калечит души и путается у нас под ногами. «Дети должны уважать старших» – безусловная, часто провозглашаемая истина.

Надо только добавить (и это утверждают лихановские повести): они должны уважать тех взрослых, которые достойны уважения. Но и взрослые должны уважать юных. Признавать их право на самостоятельные решения и поступки».

...Лев Толстой утверждал, что "в раннюю пору жизни человек вбирает в себя столько впечатлений, столько нравственно важных истин, сколько не вбирает, быть может, за все остальные годы". Как же важна эта изначальная пора бытия человеческого, к которой обращает свой голос детская и юношеская литература!»

"Перемены внешней жизни совпали с прямо-таки революцией того, что происходит за кулисами, тайно от иных, и, тем не менее, играет не просто важную, но и все определяющую роль.

Речь идет об интимной жизни. По старым временам частное обитание человека оставалось яством психологов, а паче психоаналитиков, теперь оно стало жратвой быдла, трясущегося ночными часами у окошка телевизора в мире чужих страстей. Мне же придется окунуться в эту сферу, увы, по необходимости, которая много, если не все, объяснит, ведь не зря Мася так любила разгадывать скрытый смысл, тайные причины.

Впрочем, упрятанное от лишних глаз – не только повод для разгадок и удивлений, особенно детских, а вовсе не детские пружины весьма серьезных поступков. Не зря же так много объяснил австриец по имени Зигмунд Фрейд, основатель анализа человеческих действий, скрываемых, но не скрытых... В общем, Маня еще до загса кинулась в интимную связь с Вячиком, словно в омут – со страхом, очертя голову.

Перед сим была выпивка, она наглоталась водки, как снотворного, чтобы анестезировать себя, не думать ни о чем – ведь долгих пять лет у нее не было мужчин. Она считала это главным условием верности погибшему Лехе».

Мне кажется, этот отрывок из романа Лиханова «Сломанная кукла» и совпадает с утверждением Льва Толстого, как ответ на сложный жизненный вопрос. Если Лев Толстой доказывал, что в раннюю пору жизни человек вбирает в свой разум и свое сердце столько впечатлений, то легко задуматься, какие же впечатления получила Мася в раннюю, нелегкую пору ее жизни.

Альберт Лиханов создал такой роман, который заставляет задуматься об истинах жизни. Читая его в возрасте, как наш, мы наполняемся впечатлениями, переживаниями о Масе. А вот для взрослых это еще одна история из реальной жизни.

4. Лиханов Альберт Анатольевич – писатель-прозаик. С 1987 года – инициатор создания и Председатель Российского Детского Фонда, с 1992 года – Президент Международной Ассоциации детских фондов, автор многих благотворительных программ в защиту детства.


А. А. Лиханов является директором Института Детства, Академиком Российской Академии образования. Общественно-педагогическая деятельность А. А. Лиханова отмечена премией имени Виктора Гюго (Франция), им. Я. Корчака, им. Островского.

Книга «Сломанная кукла», опубликованная в журнале «Наш современник», посвящена нашей современности и раскрывает проблему взаимоотношений взрослых и детей в эти трудные времена. В 2003 году этот роман также опубликован в журнале «Путеводная звезда. Школьное чтение» и отдельной книгой в издательстве «ACT».

Беседа по содержанию романа – подготовка к проблемному рассмотрению произведения

1. Какие ключевые слова нужно выделить в теме и подтеме урока? Почему?

2. Какова роль эпиграфа в раскрытии основной проблемы романа?

Прослушивание сообщений по групповым заданиям и их обсуждение: обобщение материалов по основным проблемам художественного произведения.

1. Как Альберт Лиханов представил читателям тему судьбы на страницах романа «Сломанная кукла»?

1-й выступающий.

Судьба... Это то, что даровано Богом? «От нее не уйдешь, не уедешь», – говаривают повидавшие на своем веку люди. А что есть судьба? Может быть, совокупность внешних факторов – политических, социальных, тех, что складывались из века в век, или тех, что возникли во время жесткого перелома в общественном сознании?

А может быть, у человека все же есть выбор, и его судьба – в его руках?..

Эти проблемы явственно видны в романе Альберта Лиханова «Сломанная кукла». Его герои и их ситуации так правдоподобны, что порой исчезает грань между вымыслом и реальностью. Да, это наш мир, жестокий и беспринципный. И мы прослеживаем жизни героев именно в процессе перехода со старых устоев в новые порядки.

Почему так трагично сложилась судьба маленькой девочки, совершенно безгрешной? Где искать причины, кого винить?

А виноваты все. Мы, общество, допустили, чтоб свершился переворот, мы его хотели, были ему рады, не осознавая, что принес он в наши судьбы. С этим столкнулись герои романа. В судьбе каждого из них произошел разлом, и его последствия довели до трагедии.

А как все хорошо начиналось!.. Была средняя, интеллигентная семья – жена без особых осложнений работала в районной поликлинике, муж ее, историк по образованию, отсиживался заместителем директора архива, единственная дочь, учась отлично, была тиха и не доставляла никаких проблем. Все успешно продолжалось и дальше. Но потом...

Потом рухнула держава. Распался казавшийся могучим колосс СССР. Наступила новая жизнь. Что она принесла Мане? Любимый муж, уверенность в завтрашнем дне, считавшиеся незыблемыми идеалы и ценности – все осталось там, за чертой старого времени.

«Взрослые маленькой Маши знали прошлое, жили в нем и по-разному чувствовали себя тогда. Мася не знала прошлого. Она и рождена-то была для настоящего, не ведая, что великий разлом между прошлым и будущим придется и на нее».

Этот великий разлом, сотворенный Перестройкой, обернулся не только сменой власти и изменением общественного строя. Прежде всего с дьявольской, разрушительной силой он ворвался в сознание простых людей, насильственно заставляя менять мировоззрение. В конечном итоге все это отразилось на их судьбах и судьбах последующих поколений.

Наверное, такого не дано было избежать. Подобный переворот – историческая закономерность, которую диктует незыблемый Закон Истории. Подготовить к коренным преобразованиям население – задача невыполнимая, по крайней мере в России на всех этапах ее развития.

Поэтому это изменение в мире повлекло за собой моральное и нравственное падение человека, если воспринимать его как собирательный образ всех людей, испытавших наступление революции на себе. Это не просто капиталистическая, рыночная революция – это революция принципов, нравов, идеалов, надежд и стремлений.

Пережили эту внутреннюю революцию и Мапа, и Маня, и дед Маси Николай Михайлович.

Капиталистический новый мир открылся им «во всей красе» – со всеми соблазнами и искушениями, с этим пьянящим чувством свободы, свободы от этого, можно сказать, генсековского диктаторства. Преодолев некую внутреннюю борьбу (как это оказалось легко!) – все же оставались пережитки советского прошлого (как быстро оно стало далеким прошлым!), они ринулись искать себя и свои доходы, свое положение в обществе в этом новом мире, быстро ставшим родным.

Мапа пошла по линии наименьшего сопротивления. Группа начинающих олигархов с легкостью переманила ее в частную стоматологическую клинику, которая больший упор делала на «обертку» – рекламу, сервис, иностранное оборудование, то есть на то материальное «показушничество», которое стало основным критерием в этом рыночном мире, чем на «то, что внутри» – качество лечения.

Как легкомысленно и восторженно восприняла она эту перемену в своей жизни, хотя поначалу стеснялась брать за работу доллары. Как циркачка, оживленно она сообщила двум другим Мариям:

«– Ну, девочки, – восторженно говорила Мапа, – на меня свалилось какое-то чудесное чудо! Вашу бабушку и мать на старости лет соблазнили совсем молодые люди! Я ушла из моей родной и ненавистной поликлиники! В частную, понимаете? Я теперь как бы слегка капиталистка, ха-ха!»

Может быть, ее можно понять. Всю жизнь до старости тянула лямку «среднего достатка» – почти нищеты, а тут – такие деньги, такое уважение, да еще плакаты с ее портретом по всему городу.

А что же Николай Михайлович, муж ее? Ладно Мапа, она с политикой не была связана... Но он-то, он? Историк по образованию, умнейший человек, воспитанный и увлеченный идеями марксизма и ленинизма – что сказать – идейный! Да он ведь думал, что он выше всех и лучше всех понимает коммунизм и власть народа. Ему бы жизнь не жизнь в капиталистическом государстве! И где эта его высота? Где его идеи? Были при нем... до первого Карлоса.

Именно они, Карлосы и Мосешвили, неизвестно откуда взявшиеся олигархи, как раз в таких Николаях Михайловичах убивали все старое и лучшее, помогали им разлагаться на алчные до денег жалкие подобия Человека. Да куда ж вы так, Николаи Михайловичи? Где ваше чувство Родины, святости земли, где Маркс и Владимир Ильич? Все кануло в поглотившем все угрызения совести стремлении к богатству. Теперь можно безо всяких зазрений подторговывать тайными документами, от упоминания которых в прошлом всех бросало в благоговейный пот.

Маня держалась дольше своих родителей. Она – медалистка, стипендиатка, депутатка – долго не могла выносить вида материных зеленых бумажек и дорогих фруктов. Она просто садилась и устало закрывала глаза руками, не в силах идти против своей сущности, также оставалась бюджетницей. Но и она сломалась.

Пять лет храня верность погибшему Леше, соблазнилась уже от какой-то безысходности этим Вячиком, богатым полным ничтожеством. Она пала, как личность, подчинилась ради денег и общественного положения мужу, не подозревая, что рушит жизнь своей дочери. Живя в своем внутреннем мире, ожидая ребенка, она погубила дочь, не придала должного значения трагическому перелому в жизни Маси. А может, и не хотела понять.

В угоду богатству Маня ничего существенного не предприняла, узнав о самом страшном, о чем только может узнать мать, – насилии над своим ребенком. Самое страшное, что судьба Маси – быть погубленной своей родной матерью.

Вот что делает тяга к высоким заработкам и красивой, праздной жизни. Вот чем обернулся государственный переворот. Люди пали, потерялись, как личности. Положение в обществе, наличие связей, зеленые бумажки стали цениться больше, чем материнская любовь, мораль, духовные принципы и нравы. Грязь, ложь, предательство...

Мапа, Маня, Николай Михайлович, Вячик, все олигархи и подобные им – предатели. Между ними можно провести параллель. Предательством было пренебрежение трагедией дочери для Мани, для Мапы предательство – использование себя и своей профессиональной наработки в корыстных целях олигархов и также предательство по отношению к Масе, а Николай Михайлович вообще, утрированно выражаясь, продал Родину за границу.

И что делать? Как быть? Где чистая душа ребенка, погибшего во славу безразличия, аморальности и грязной похоти?

О, ВЛАДЫЧИЦА НЕБЕСНАЯ,

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА,

СОХРАНИ РОССИИ ЕЕ ДЕТЕЙ!

Остается только молиться покровительнице детей и всех страждущих душ Пресвятой Марии Богородице. Марии... Совпадение? Не думаю.

Как говорил в начале романа сам автор: «Не помнили они, – хотя знали, – что имя Марии принадлежит Пресвятой Богородице, родившей миру Христа, и если бы задумались, то, может, догадались, поняли, что трижды продленное в одной семье женское имя обязывало их к чему-то особенному, что и не выговоришь, не объяснишь, и все же к чему-то подталкивало и вело... Если бы знать, к чему...»

Действительно, мистика... Три Марии, из них самая святая – младшая, на которую пал весь груз грехов ее матери и бабушки, и которой пришлось расплачиваться за них. Она это сделала, наказав всех, сохранив свою духовную чистоту и высоту, нашла мужество и ушла из этого мира...

А может быть, автор хотел показать контраст – святого имени и того, что совершали женщины, его носившие? Они носили имя самой главной, совершенной Матери за всю историю Жизни, но полноценной матерью не смогла стать ни та, ни другая... СПАСИ ДЕТЕЙ, БОГОРОДИЦА...

Но люди в силах спасти себя сами. А в чем спасение людей вообще? – зададитесь вы вопросом, прочитав роман Альберта Лиханова «Сломанная кукла». Вот в чем – ни при каких жизненных обстоятельствах не терять себя, не падать духовно и нравственно, не разменивать свое «я» на низменные ценности. Нужно оставаться верным своим принципам и идеалам и ни в коем случае не терять собственного достоинства.

Любите жизнь, любите своих детей, создавайте для них все блага, но не бросайтесь очертя голову в омут алчности и стремления к богатству. Помните, что материальные ценности – не главное в жизни, имейте лучше ценности моральные. Оберегайте себя и близких от насилия и жестокости. Этот роман – урок и для нас, людей нового поколения. Мы должны уже сейчас задуматься о том, кем мы будем, развивать в себе личность и учиться не потерять ее в угоду жизненным обстоятельствам.

2-й выступающий

«Обычно люди боятся впасть в детство,

а я боюсь из детства выпасть».

А. Лиханов

Ярким примером изображения судеб героев является роман Альберта Лиханова «Сломанная кукла». Прежде всего, это проявляется в том, что это произведение о современной жизни, о том, как может затеряться маленький человек в большом безжалостном мире.

Произведение это говорит о героях, внутренне противоречивых и мыслящих.

Человек подвластен Богу, но свою жизнь он определяет сам, потому что не Бог, а он, человек, выбирает между хорошим и плохим.

Уже в само название автор вкладывает огромный смысл. Кукла – это игрушка, так и человек может стать игрушкой в чужих руках.

Стоит отметить, что это произведение семейного плана – все действия разворачиваются вокруг одной семьи. Мы уже встречались с этим на страницах «Дубровского», «Капитанской дочки» Пушкина, «Недоросля» Фонвизина и др.

«В общем, это история трех женщин, и каждая из них заплатила сполна, как впрочем, платит каждый из нас: мы давно обучены, что надо платить за все. И все-таки, это совсем особенная история».

Так начинает свое повествование автор.

Имя трех героинь наталкивает на мысль, что трижды продленное в одной семье имя обязывает к чему-то особенному, быть может, в некотором смысле, сверхъестественному и ужасающему.

Старшая Мапа была обычным стоматологом, жизнь ее можно описать двумя словами, правда, до одного обстоятельства. До обстоятельства со «Стоматологикой». Этот переломный момент разделил всю ее жизнь на две половинки. Теперь она – солидная леди, с личным авто, по вечерам обманывающая государство со вторым кассовым аппаратом. В своем стремлении к счастью, к денежному благополучию она зашла слишком далеко. В конце концов, ставшая рабыней собственных капиталов.

Судьба второй Марии имеет больше граней и поворотов. На протяжении всего романа автор именует ее отличницей. А что значит это слово? отличницей можно быть не только в школе и по предметам, но и в жизни. А это значит точно рассчитывать все поступки и решать все жизненные трудности.

В школе Маня училась на «отлично», затем поступила в Бауманское училище, где нашла своего Медведя. «Он и вломился в Машину жизнь как-то по-медвежьи, без всякого почтения, она его увидела – глянула мельком, а внутренним взором разглядела во все глаза – что-то такое, тайный этакий механизм щелкнул в ней: вот он».

Выйдя замуж за Алексея, Маша забеременела, но по своей же глупости потеряла ребенка.

«Маша вдруг поняла, что это второе ей предупреждение. Ее собственный мальчик, ее кровинка, которую она даже мысленно не успела полюбить, покинул ее неспроста, не случайно, это был какой-то знак, фатум, ей кто-то подставил подножку на скользком ее и уж слишком гладком пути».

А на мой взгляд, это случилось, чтобы просто дать понять, что не только хорошее бывает в жизни.

Затем родилась Мася, затем рухнула держава. Ее Медведь стал попивать, а потом на митинге он попал под огненную стрелу.

Тут вспоминаются предсказания цыганки: «Ты молодой, не буду тебя огорчать, не лезь только в пекло, очертя голову». А он ответил: «Да только так жить и надо, очертя голову. Иначе-то неинтересно».

Маня винила в этом себя, но точно ничью вину не докажешь.

Маня и Мася жили вдвоем на скромную преподавательскую зарплату. С подачи старшей Мапы Маня выходит замуж за Вячеслава Кимовича, таким образом выходя не за него, а за его деньги. Он решил вкладывать деньги в жену, а она согласилась.

Она заключает незримый контракт с Вячиком. И этот видимый лоск скрывал всю сущность и характер средней Марии.

Итак, взойдя на новый этап своей жизни, Маня, хоть и не совсем, но забывает Масю.

Нет, конечно, они заботились о ней, но той теплоты, которая была в старой московской квартирке, уже нет.

«Мать уходила вчера в другой мир. И приходила к Масе попрощаться. И с ней, и с их общим прошлым.

Наряженная, красивая, готовая жить дальше. Даже детям известно, какой ценой. Ценой перемены жизни. Забыванием прошлого».

И тут все плавно подходит к раскрытию характера Маси. Перейдя в другую элитную школу, она встречается с Алешей Благим, с милым мальчиком, читавшим стихи Григора Нарекаци. По-детски она испытывает влечение к нему, но влечение это оскверняет надругательство над Машей Вячиком. В то время, пока средняя из Марий вынашивала ребенка, этот зверь, это чудовище не могло больше ждать. Это юное создание, только созревающее для настоящей жизни, было срублено прямо на корню.

Но самым ужасным было не это, самое отвратительное – это непонимание родной матери. В ответ на слова Маси она сказала: – Брось выдумывать. В конце концов, это неблагодарно.

«Нет ничего горше предательства. Друга другом. Любимого любимой. Но нет предательства более непростимого, нежели предательство малого человека взрослым».

После неудачной попытки изнасилования Маси какими-то пацанами и мать, и бабушка будто опомнились. Решили отправить Машу учиться в Англию, думая, что там Вячик ее не достанет.

И тут математический склад ума Мани допустил очень большую погрешность. Вместо того чтобы оставить Масю подле себя и опекать, она отправляет ее в Англию, где достать ее проще всего.

Финита ля трагедия.

Купив дом в Англии, Вячик приглашает туда Масю, и все повторяется. Не выдержав всего этого, Мася прыгает с моста и ударяется о каменные его блоки. Так обрывается жизнь маленького существа...

Теперь, разобрав судьбы трех Марий, понимаешь то, что говорил автор в самом начале.

Раз имя Марии принадлежит Богородице, то три наши Марии были под ее покровительством, высокие успехи Мани, ее встреча с Генсеком не могла обойтись без ворожбы. Но дальнейшие неудачи ее были предупреждениями, чтобы дальше не повторять старых ошибок.

Ну а затем, подписав контракты с деньгами и жизнью, старшая и средняя Марии забыли про младшую. Она, самая невиноватая из всех, должна была расплачиваться за чужие грехи. Чтоб было больнее, ведь чтобы наказать одного человека, судьба выбирает его близкого.

И тут снова вспоминаются предсказания цыганки, но уже предназначенные Мане: «Смотри, себя потеряешь». Означает это не в прямом смысле себя, а свою кровинку, что ты любишь и ценишь больше себя. Так и оказалось.

Ведь каждая, и старшая, и средняя, могли сами понести наказание. Но понесла именно Мася. Сломанная кукла всей истории. Она была куклой во взрослых руках, маленькой, беззащитной куклой. Маня тоже была куклой, но куклой во власти денег, благополучия и собственного счастья. И Мапа была во власти денег, но никакие деньги и никакое благополучие уже не вернет самую маленькую Машу. И зачем все это вообще нужно, если нет самого близкого человека. Вовремя не понятого и не спасенного.

Будто подвязанные на нитки марионетки, не могут дотянуться друг до друга люди, сами не осознавая, как они нужны друг другу. Каждый сам за себя. Волчьи законы.

Но кто отменял взаимную любовь, уважение и понимание? Быть может, тот, кто управляет куклами?

Всеми своими книгами и всем своим существом Альберт Лиханов говорит о подростках, с их сложным внутренним миром, поиском путей самоутверждения, желанием понять и объяснить поступки взрослых. Они поставлены в трудные обстоятельства, сталкиваются с недетскими проблемами, часто предоставлены сами себе, когда нужно взрослое родительское понимание.

Умеют ли родители понять проблемы своего ребенка? Могут ли признать в нем личность, не похожую на себя? Готовы ли защитить от беды, не предать в трудную минуту?

Ответом на все эти сложные вопросы является роман «Сломанная кукла».

3-й выступающий

Судьба – это явление весьма непредсказуемое и, пожалуй, одно из тех немногих, не поддающихся объяснению человека. Она как дозорец и провидец шагает вместе с человеком на протяжении всего жизненного пути, но ни один не знает, что эта хитроумная госпожа уготовила за очередным поворотом, с чем придется столкнуться на перекрестке.

Героям романа «Сломанная кукла» пришлось многое пережить. Невзгоды, радости, взлеты и падения поджидали их буквально повсюду. Но самое горькое и трудное – это предательство, с ним наши герои неоднократно встречаются на дороге жизни. К сожалению, это испытание оказалось слишком тяжелым.

В «Сломанной кукле» предают самые родные друг другу люди. Но как такое возможно? Увы, возможно, ведь судьба слишком коварна, слишком необъяснима, чтобы тягаться с ней, и нам это не под силу. Остается лишь один выход – подчиняться ее воле. А как же борьба? Борьба за жизнь и благополучие, за счастье и радость? Но сражаются лишь сильные люди, а таких немного.

Я думаю, что восхищаться безграничными возможностями судьбы можно очень долго. Ведь она управляет людьми, как марионетками. Такими беспомощными куклами и стали герои романа.

Самое большое предательство совершила средняя из Марий. Она не поверила своей дочери. Отвергла ее в тот момент жизни, когда девочка больше всего нуждалась в заботе и поддержке матери. Маша променяла красивую жизнь на собственную дочь. С одной стороны, ее можно понять, ведь всю свою жизнь она жила в бедноте, училась и мечтала, что достигнет каких-то высот, сделает себе карьеру, пробьет путь в светлое будущее.

Но своим старанием смогла добиться лишь небольшой квартиры да работы в училище. Она действительно заслужила красивую, богатую жизнь, дорогие вещи, машины, модную одежду. Маша получила все эти ценности, а когда настал момент того, что все это ослепительное сияние и золотой блеск могут в миг исчезнуть, женщина вцепилась мертвой хваткой и не хотела потерять. И не потеряла. Но какой ценой!

Ценой жизни родной дочери! А впоследствии и своей жизни. Мария с лихвой расплатилась за свое предательство. И думаю, поняла, что оно и не стоило того. Удивляет лишь одно, как могла наша начитанная, высоконравственная отличница так подло поступить с беззащитным ребенком. Маленькую Масю больше ранило не надругательство Вячика, а отрешенность и отчужденность матери.

Предательство в романе повсюду. Оно есть и со стороны Вячика. Он не только предал свою жену, совершив самую страшную и бесчеловечную измену, но и очернил отношения отца и дочери. Хотя этого человека можно не воспринимать всерьез: он весьма не сложившаяся, не устоявшаяся личность, не имеющая собственных принципов, не сформировавшая идеалов.

Вячик – это человек из той категории людей, которые не подчиняются моральным устоям и ставят себя выше всякого рода нравственности. Он убежден, что мир построен на деньгах, нет ничего, что бы не продавалось и не покупалось. Он может предавать все вокруг, но лишь деньгам остается верен. Он утратил все достоинства человека, променял их на богатство и власть. Выходит, что он предал не только свою жену, падчерицу, но и самого себя.

Соучастницей этого большого обмана и падения человека как личности, стала и старшая из Марий – Мария Павловна. Именно она заставила свою дочь изменить жизнь, ощутить всемогущую власть денег, с головой окунуться в мир современных возможностей.

Лишь один человек из семейства Марий не был задействован в очередном спектакле, где торжествуют подлость и предательство – это муж Марии Павловны, Николай Михайлович. Но он не участвовал и то потому, что находился в неведении. Да, действительно, становится страшно после прочтения «Сломанной куклы».

Вдруг открываются глаза, и видишь мир, людей совсем в ином свете. Трагедии, произошедшие с героями романа, можно сослать на неудачный поворот судьбы. Но это будет лишь объяснение для тех, кто не желает вдумываться в произведение, не желает, а, может, и боится. А страх этот совсем не по поводу коварной злодейки-судьбы.

Да, наверняка, ее вообще не существует, это лишь вымысел. Убежденность в ней – это все равно, что убежденность в том, что люди живут в гармонии и идиллии.

Ряд предательств в корне поменял судьбу героев. Быть может, если бы мать прислушалась к Маше, изолировала от дальнейших бед, то обе они были бы живы и счастливы.

Мораль романа заключается в том, что не стоит бояться никого и нужно бояться всех. Получилось весьма запутанно, но это, действительно, так. Кто может причинить боль – люди, сломать жизнь – тоже люди. И предают друг друга тоже они».

(окончание следует)

2.09.12 Россинская Светлана Владимировна, заведующая библиотекой «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: rossinskiye@gmail.com

Просмотров: 5864 | Добавил: butywicht | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz